Эмуляция компьютера COMODORE AMIGA.

Компьютер Comodore Amiga впервые был продемонстрирован публике в 1984 году. Он проигрывал стерео-музыку с потрясающим качеством, графика не имела аналогов по плавности и быстроте. Мнение присутствующих на выставке было: началась новая эра. Управление мышью, безумно удобная операционная система, многозадачность. Продемонстрированная дема под названием “Боинг” показывала шар разрисованный в красно-белые квадраты, который летал по экрану с грохотом ударяясь о стенки. Первая модель Амиги имела номер 1000. Единственная модель, где операционка грузилась с дискеты. Все последующие Амиги содержали ядро ОС в ПЗУ. Разработала революционный домашний компьютер группа безудержных энтузиастов вложивших в дело все деньги - около 7 миллионов. Двигало ими желание создать самый лучший компьютер в мире. Новые идеи возникали в головах создателей. Что-бы сделать компьютер безумно быстрым был предложен “блиттер” - спецпроцессор освобождавший центральный CPU от задач связанных с выводом графики и очень быстро выводящий и заливающий плоскости любым цветом. Другой спецпроцессор тоже освобождал CPU от несвойственных ему задач, заставляя заниматься только логикой программ. Гениальная идея одного из создателей позволила вывести на экран 4096 цветов в режиме HAM ( придержи и модифицируй) при мизерном расходе памяти и это во времена, когда стандартным был IBM PC 286 с DOS и 4-х цветным CGA-монитором. Только-только появились якобы революционные 16-цветные видеокарты EGA. Ха. В журнале Amiga Guide было интересное сравнение взятое из книги Дмитрия Михайлова “Амига №1”.Огромный завод где директор вместо руководства носится от станка к станку пытаясь все сделать сам. В Амига же он руководит, а все, включая вывод звука реализованно в железе. Компьютер Амига развивался, но и старое железо имело резервы. Для 8-битного звукового спецпроцессора Paula были написаны новые драйвера AHI, благодаря которым звук стал 14-битным. Да и без них мог оцифровывать звуковой сигнал с частотой до 80 000 Hz! Ниже мы рассмотрим эмуляцию этой замечательной домашней машины.

Прежде чем запускать эмулятор, необходимо что-то знать об эмулируемом компьютере. Я старый пользователем лучшего, безумно быстрого, многозадачного и легкого в использовании домашнего компьютера AMIGA600. Но... Я, еще более старый, пользователь IBM PC (альтернативы которому на сегодня практически не существует, но PC постепенно приближается к тому, чем изначально была АMIGA – идеальному домашнему компьютеру. Видео и звуковые платы наконец-то(!) начинают разгружать процессор от несвойственных ему задач).

Начинал с тройки. 386SX40 Mh/ 2 Mb памяти. Видеокарточка худшая на свете Realtek 256 Kb. Звуковую плату тогда обычный пользователь не имел и наслаждался PC Speaker-ом. Думаю каждый старый РС-шник своими собственными руками придушил бы создателя этого чуда. Можно было купить и 286, но заняв кучу денег, я наскреб на тройку. Умные люди еще тогда посоветовали мне приобрести Amiga, но…

Конечно безумно много времени я проводил за играми. Такие хиты , как Golden Axe, Flashback, Space Quest, Soccer Kid, Crime Wave мало кого оставят равнодушными. CD-ROM в то время просто ни у кого небыло и игрушки переписывались у друзей и знакомых на дискетки. В некоторых играх графика просто изумляла, например в GODS или Joe and Mac, но очень скоро стало ясно, что в любимом мной жанре платформ и shot’em’up почти ничего нет. Из достойных самолетных стрелялок я обнаружил только Tyrian и OverKill.

Игр с кучей движущихся задних планов, как на SEGA, просто небыло. Позднее, я приобрел 486. Более серьезная машина, но все повторялось в отношении игрушек. Только стратегии радовали меня в стане IBM PC. Для игр действия эта платформа оказалось слишком слаба. Четверку сменил 133-ий Pentium, разогнаный до 150 Мн по 75-ой шине. Потом K-6 500Mhz сравнимый по быстродействию с Celeron 400.. Далее Celeron 566 разогнаный до 950 Mhz по 112 шине. 192 Mb памяти. Винт IBM на 7,200 и Riva TNT2Pro. Выбор на этот процессор пал из-за возможности серьезно его разогнать. Работая почти в два раза быстрее температура Celeron в среднем под Win2000 была всего 13 градусов.

Впервые я увидел Commodore AMIGA в 1994 году. Показали мне игрушку Alien-3 от Acclaime. Графика оставила странное впечатление, в частности из-за малого количества цветов, но я был поражен плавностью анимации в игре. Такого я раньше не видел. Машина, на которой это демонстрировалось – была Amiga 600 с 1 Mb памяти. Это был конечно не лучший образец, с которого следовало начать знакомство с этим замечательным компьютером. Но тем не менее игра производила впечатление, несмотря на то, что :

  1. Абсолютно не использовались спецпроцессоры Amiga.

  2. Почему то можно было выбирать только музыку или спецэффекты, и это при потрясающем 4-канальном стереопроцессоре AMIGA, звук которого не поддается описанию!!!

  3. Графика была просто конвертирована в 32 цвета из общей палитры, при том, что обычно картинки в играх рисуются с использованием определенной палитры, и потом не конвертируются и смотрятся изумительно, а сама AMIGA способна изобразить на экране до 4096 цветов (на Amiga 600) и 260 000 из 16 миллионов (на AMIGA 1200). Игры от Acclame на AMIGA к сожалению все с конвертированной (плохой) графикой. (Mortal Kombat 1,2)

Главным образом оставляла впечатление классная анимация, что неудивительно, т.к. обычная скорость отображения на Amiga 2-D графики 50 FPS.

Следующей игрой был Mortal Kombat от той же Acclame. C цветами было тоже, но...

ЗВУК... Я конечно уже давно играл в MK на 386, а здесь по сравнению с IBM PC мне показалось, что мне дали другие уши. Я слышал теже знакомые Комбатовские мелодии, но количество инструментов было значительно большим. Как будто вы раньше просто слушали одного скрипача и вот теперь попали на симфонический оркестр.

И второе, что повергло в шок – это скорость. На тройке 40 Mh игра больше напоминала слайд-шоу. После нажатия клавиш можно было только догадываться пройдет ли удар или нет. Все ужасно тормозило. На АMIGA Mortal Kombat просто летал!!! Все было очень плавно и красиво.

И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР НА AMIGA 600 - 7 Mh!!!

Секрет заключался в использовании графических суперпроцессоров AMIGA (или так называемого чипсета ECS ).

Это и есть знаменитая Commodore AMIGA 1200

 

В дальнейшем я продолжал работать на IBM PC, без конца тратя деньги на апгрейд, но игрушки так и не дотягивали до уровня AMIGA. Знакомый по работе сообщил мне, что его товарищ продает Amiga600.

Мы немедленно отправились смотреть новый компьютер. Я вовсе не собирался его покупать, да и с деньгами были проблемы, но хотелось все увидеть и услышать самому. Виденные когда-то MK2 и Alien3 не давали покоя.

И вот я у нового знакомого. На столе стоит маленкая и неприметная белая AMIGA подключенная к 14” цветному телевизору. Весь компьютер уместился в клавиатуре. Сбоку отверстие, для установки 3,5” дискет.

- Хочешь посмотреть, что у нее внутри, - спрашивает Aмижник и неуспеваю я возразить, как он ловким движением поднимает верхнюю часть компьютера.

Внутри практически ПУСТО!!! Материнская плата с небольшим количеством процессоров. В нее же вставлен жесткий диск. В бок отходит шлейф выходящий наружу. К нему подключен CD-ROM. Дисковод и... ВСЕ.

После всех проводных зарослей в обычном PC это производит впечатление.

Но главное, конечно это как компьютер покажет себя в работе.

И тут началось, то чего я никак не ожидал от компьютера разработанного в 1984 году.

ИСТИННАЯ многозадачность, когда все просто летает. Нет никакого ожидания, тронул мышку, она сдвигается, несмотря на то, что бы не делал процессор. У пользователя высший приоритет. В Windows иногда непонятно, кто хозяин компьютера. Я хочу закрыть приложение , а Windows занята другим и не дает ничего cделать. Так вот на Амиге такого нет. Все реагирует молниеносно. Операционная многозадачная система на Амиге называется AmigaDOS, а графическая ее оболочка Workbench. Что бы загрузиться и нормально работать на Амиге в графической оболочке достаточно , всего лишь одного файла на винте или дискете - LoadWB, размер которого составляет... 1 Kb! Для стабильной работы системы основное ядро зашито в микросхему. При этом у системы WB (WorkBench) потрясающая расширяемость. На винте находяться каталоги. Но это не непонятная каша из названий , как в Windows , а вполне осмысленные компоненты. Например в папке ( по Амижному – в ящике, т.к. WorkBench переводиться как рабочий стол) DEVS находятся устройства, например, когда разрабатывалась Амига , еще небыло CD-ROM, тем не менее это не мешает амижникам пользоваться этим девайсом , ведь в папке DEVS мы поместили файл , который расказывает системе , что это за устройство CD-ROM, а в папке L хранится файл с описанием файловой системы CD-ROM. Если завтра появится какой- нибудь CD-RUM не нужно будет переписывать OS , просто напишут 2 файла и кинут их в нужные ящики. Есть ящики для русификации и тд. Ящик DataTypes содержит типы данных . К примеру при добавлении в этот ящик файла с описанием формата BMP или PCX WorkBench сможет своими средствами показывать нам изображения в этих форматах. Т.е. получается , чем больше размер операционной системы , тем она круче. На IBM к сожалению это не так. Как видим, здесь применен так называемый способ расширения плагинами (plug-in). И это при том, что система разрабатывалась в 84? А шкуры хотите менять в WorkBench, как в WinAMP. Так откуда собственно идея сворована догадались? А истинный плаг –н- плэй откуда. На Амига он называется автоконфигурацией. Поддержка мыши в WorkBENCH сделана аппаратно, т.е. никаких драйверов, ничего. Движение ее необычайно плавны , т.к. данные о перемещении курсора подаются и обновляются по DMA каналу с чудовищной скоростью. Разрешение экрана даже на телевизоре может быть 1200 на 512. Амига имеет стереовыход на 2 стерео-канала и видео выходы (НЧ, RGB и ВЧ), записать результаты своих трудов на видеокассету необычайно легко. Обычные DD дискеты 720 Кб на Амига форматируются на 880. А нестандартными методами на 1049. Для АМИГА не имеет большой разницы заархивирован исполняемый файл или нет. Она запустит любой. Только при запуске сжатого экран будет мерцать сообщая , что файл сжат программой PowerPacker. Названия файлов на Амига могут быть любой длинны с практически любыми знаками препинания, поэтому когда переписываем некоторые Амижные сидюки програмки ругаются под Windows о непонятных названиях. На Амига в окнах отображаются не файлы, а их иконки, но иконки есть не у всех файлов, только у тех которые необходимо видеть пользователю (например запускаемые). Т.е. если я открою ящик, то увижу всего одну иконку, на которую щелкну мышкой тем самым запустив программу, а не кучу файлов в которых полчаса нужно искать запускаемый. Если мне нужно увидеть все файлы , можно выбрать в верхнем меню WB пункт “Показать все файлы”.

Окна в WB могут распологаться в несколько слоев и сдвинув один экран вниз мы увидим под ним другие экраны или запущенные программы. И второй момент - программы на AMIGA с абсолютно аналогичной графикой как на IBM PC имеют размер на порядок меньше. Например LightWave на AMIGA занимает 9 Mb , а на PC – 80 Mb. Игра Reunion на IBM PC – 24 Mb, на AMIGA – 4 Mb. Более того, игры которые на AMIGA идут с 1Mb памяти, например Stardust, на IBM – конверсии не имеют самых красивых уровней и требует 8 !!! Mb оперативной памяти. Не говоря уже о том, что на AMIGA 7Mh, а на PC требуется не ниже 486 с 66 Mh. Поэтому собственно понятно желание играть не в конверсии, а в родные амижные игры под эмулятором.

АMIGA устроена так, что центральный процессор в основном занят тем, что просто распределяет задачи и высчитывает логику, вывод же графики вешается на специализированные сверхбыстрые микросхемы (например процессор блитер умеет рисовать миллион !!! точек в секунду, и мы говорим не о современном компьютере), а звук идет по DMA каналу вообще не используя центральный процессор! В Амигу входит даже Risc процессор!!! Он умеет отлеживать ход луча, в результате чего на экране при одном экранном разрешении можно отображать окна, объекты, спрайты В ДРУГИХ разрешениях. Чисто визуально, если сравнить скорость AMIGA600 7 Mh с IBM PC, то это будет Pentium 133 Mh. После всего вышеописанного необходимо понимать, что для эмуляции этого чудо-компьютера требуются супермощные IBM PC. На 950 Mh Celeron п о ч т и не тормозит. Но я забегаю вперед.

Итак, знакомый зупустил мультимедийную программу и стал показывать фотографии в 4096 цветах, причем они не просто показывались, а вылетали, сворачивались и крутились вокруг оси. При этом еще раньше он запустил одной задачей проигрываться музыку, и поэтому все происходило под потрясающее звуковое сопровождение. Музыка была цифровая, в формате MOD (родной амижный формат). Потом он показал файл – менеджер Directory Opus 4 (аналог Norton Comander). Файлы перетаскивались мышкой и тд. На IBM до сих пор нет ни одного менеджера сравнимого с Dopus. И наконец очередь дошла до игр.

Первую игру, которую мне показали – была Brain The Lion. Бежит львенок на задних ногах, бьет лапой, собирает алмазы. Встречаются магазины, где можно купить разные полезности. Но графика. Это было восхитительно. Движущиеся с разной скоростью фоны (планы), спецэффекты скалинга и ротации (увеличения-вращения) в призовых секретных уровнях. А цвета!!! Все было очень красиво. Великолепная ОБЪЕМНАЯ музыка звучала из колонок с множеством стереоэффектов. Я был просто потрясен.

Следующей игрой был Chaos Kid от фирмы Ocean. Энергичная музыка в стиле техно, невероятная плавная графика. Движущиеся фоны. Спецэффекты. Но главное музыка была динамической. Т.е. при попадании в воду звук становился приглушенным, без высоких частот, а при выпрыгивании из нее снова обретал ясность и чистоту. Главный герой вооруженный дубиной должен был добраться до конца уровня уничтожив определенное количество взрывающихся цветов и обитателей этого мира.

Кроме того на Амиге я встретил множество так любимых на ZX Spectrum игр, но с несравненно боллее крутой графикой и звуком. Например Freddy Hardest in South Manhatten, Myth, Barbarrian 1,2,3, Satana, AMC, Elite, Dizzy и тд.

В начале я хотел просто посмотреть на Амигу в действии, но к исходу дня не мог представить, как можно жить без такой замечательной домашней машины. В итоге, через 2 недели была приобретена Amiga 600 с 2 Mb памяти и винтом на 20 Мб. Все это обошлось мне в $100 и я ни разу не пожалел о покупке.

Вообще, если сравнивать по качеству графики, то лучшие игры с АМИГА красивее, чем лучшие игры на NeoGeo. Но очень близки. Что может быть в графическом плане лучше, чем например Lion Heart на AMIGA? Пока, что к сожалению ни один эмулятор корректно ее не изображает.

Прежде всего, на сегоднящний день, лучший эмулятор Amiga – это WinUAE самых последних версий, но будте готовы к тому, что если у вас компьютер <400 Mh звук будет спотыкаться, он и на 950 Mh иногда спотыкается. Это обусловленно во-первых тем, что на Амига звук привязан к очень быстрому DMA. Во вторых эмулятору приходиться эмулировать сразу несколько(!!!) процессоров. Чипсет ECS или AGA и Motorolla68000/20.

Не все так ужасно. Есть досовская версия эмулятора под названием Fellow, в нем даже на Pentium 150 многие игры работали с нормальным звуком и скоростью. А многие не работали. Для эмуляции нужно понимать, что есть две АМИГИ, АMIGA на чипсете ECS ( 4096 цветов, ранний вариант назывался OCS) – модели Аmiga 500, 600, 1000, 2000, 3000 и их варианты и AMIGA на чипсете AGA (260 000 цветов из 16 млн.)

Типичная AMIGA 600 – процессор 68000 + ECS чипсет. Обычно 1 Мб памяти. Поставте 2, что-бы работали все игры.

Типичная AMIGA 1200 – это процессор 68020 14 Mh + чипсет AGA и 2 Мб памяти. На настоящей Амиге при добавлении еще 2-х Мб оперативки скорость машины увеличивалась в 2 !!! раза. Для АГАшных игрушек лучше памяти ставить побольше. Более того 1200-я Амига расширялась специальными акселераторами , Blizard 1230/50Mh, Apollo и т.д. На акселераторе были слоты под память и более мощный процессор Motorolla 68030, 68040, 68060 и PowerPC, G3. На сегодняшний момент выпускаются платы с 3D-акселератором Permedia и плата Mediator c PCI – слотами, в которые можно установить современные видеокарты (например Voodoo 3 или S3 ).

Теперь об эмуляции. На сегодня существуют всего 2 эмулятора АМИГИ. WinFellow и WinUAE. Первый умеет эмулировать, только ECS-чипсет, то бишь Amiga600, второй – эмулит обе разновидности AMIGA. По общим впечатлениям WinUae круче, а в WB-операциях просто безумно быстрый ( в WinUAE 0816r4 и выше). Но... WinFellow построен на совсем другом и класном ядре, и если что-то не пойдет в WinUAE – попробуйте в WinFellow. А раньше Fellow на голову превосходил Uae. Грубо говоря, тогда UAE переводили, как “негодный эмулятор AMIGA”. Но на сегодня он самый годный, а с версии 0816 он стал в несколько раз быстрее, и вечно тормозившая игрушка Kid Chaos наконец заработала с нормальной скоростью.

Эмуляция в WinUAE.

Невозможно просто вставить родную Амижную дискетку в PC-шный дисковод и запустить ее (хотя на настоящей Амиге можно форматировать дискеты и под Писишный формат и под Амижный).

Все дискеты на компактах хранятся в формате DMS. Т.е. сжатыми. На живой Амиге их распаковывают на дискетки с помощью программы DMS или WBDMS. Это нужно потому, что многие дискеты, а особенно игры защищены от простого копирования и невозможно просмотреть содержимое дискетки, только ее запустить. На PC все значительно проще. Вам нужна програмка Xdms. Ее можно взять на том, же сайте, где вы скачали эмулятор, т.е на Кодпоэтах. В командной строке пишите: xDMS u названиедискеты.dms.

Получится файл с расширением ADF. Т.е – Амиговский Дисковый Файл. Это распакованный из DMS Амижный образ дискеты. ADF формат понимает WinUAe, т.е можно приступать к эмуляции.

Необходимо помнить о том, что AMIGA – это не писюк. На Амига игра может быть на нескольких дискетах. Дойдя до определенного места она попросит вставить следующую дискету. В эмуляторе поддерживается до 4 дисководов, что собственно возможно и на реальной Амиге. Можно сразу поставить все дискетки во все дисководы. Амига сама определит в каком дисководе какая дискетка. Замена дискет происходит автоматически, Амига всегда сама поймет, что вы сменили дискетку, не задавая вам тупых вопросов, как на PC. Бывают правда игры, которые считают, что на Амига всего 1 дисковод.

Последнее, что вам необходимо – это копия ПЗУ Amiga, в которой содержится KickStart ( а другими словами ядро операционки). Его можно получить скопировав с реальной Амиги, что думаю для многих нереально, поэтому хотелось бы, что-бы на сайте ROMOV.NET появился этот файлик. Кроме того в моей домашней коллекции около 3000 Амижных игрушек и около 4000 Амижных программ. Поэтому вполне ориентируюсь в том, о чем пишу.

Итак запускаем WinUAE.

Видим окно Configuration, нам оно пока не нужно.

Создадим виртуальную Amiga 600.

Прыгаем на закладочку RAM.


Здесь выбирается сколько памяти будет у нашей Амиги. Поставьте ползунок Chip на 2 Мб. На реальных Амига600 другой памяти и нет. Память SLOW вообще помоему не используется. Z-3 Fast – это память подключенная к Zorro-3 разъему, ее тоже можно оставить в покое.

* Для AMIGA 1200 желательно поставить Chip на 2 MB (если поставить 4 Мб – то вся остальная память станет недоступна, если она несмотря на это и так недоступна, то установите процессор 68020), Fast на 8 Mb – большинство АГАшных игрушек использует fast-память которая ставилась на акселераторы в виде обычных SIMM модулей. Z3-fast поставьте на 8 Mb , это использовалось для плат подключаемых к очень быстрой шине ZoroIII существовавшей на супермощных Амигах 4000. RTG тоже поставим на 8 Мб – это даст нам такую важную вещь, как работу эмулятора через DirectX!!! Тоесть хардварную эмуляцию! RTG – память видеоплаты подключаемой к Амиге – например видеоплаты Picaso.

 

Память FAST реально существовала, это память находящаяся на дополнительном акселераторе или расширителе памяти. При желании можно поставить ее по максимому. В WorkBench при этом станет больше памяти для программ. Но для A600 (Amiga600) не трогайте его. Пусть все будет как на реальной Амиге. 

Закладка ROM.

RomFile – здесь укажите где лежит файл с ПЗУ Амига.

KeyFile – не трогайте, эта вещь перекочевала из комерческого эмулятора AMIGA Foreve, который является все тем же UAE, но более крутых версий. В последней версии Amiga Foreve 5.0 говорилось о увеличении скорости эмуляции в 20 !!! раз. Стоимость AF 5.0 не высока – всего $29. Но... платить нужно кредитной карточкой, которой у меня просто нет и никогда небыло. Кроме того в состав AF входит много софта включая WorkBench и интернет-браузер .

ShapeShifter support - поддержка программы Шейп Шифтер – эмулятора компьютера Макинтош (дело в том, что на Амига и на Макинтош стоит один и тот же процессор, что дает возможность запускать и работать на Амига с Маковскими программами без какой либо потери скорости, т.к. по сути никакой эмуляции не происходит, поэтому работать на AMIGA в Photoshop – это реальность).

Не думаю, что стоит включать эту опцию.

Если вам не нужен Амижный винт, и вы хотите эмуляровать AMIGA с ECS/OCS чипсетом, то самый классный вариант выбрать kikcstart1.2 или kikstart1.3. При AGA чипсете – kickstart3.1. Для AMIGA600 – kiskstart 2.0 или 2.04 - тогда появится винт, но совместимость с старыми играми заметно упадет. Станет появляться красный экран с надписью “Guru meditation” – “Гуру медитирует” – это и говорит в данном случае о несоответствии kiskstart.

Закладка CPU.


Выбор процессора.

Конечно же 68000 для Amiga 600 c ECS чипсетом.

More compatible – больше совместимости. Можете поставить галочку, но думаю, раз больше совместимости, то видимо медленнее в скорости.

Поставте галочку на Fastest possible – работать как можно быстрее, но синхронизирую тайминги чипсета.

Adjustable between CPU and Chipset – можно с помощью ползунка выбрать что будет работать быстрее чипсет или процессор. Не думаю, что это нужно трогать.

Можете вместо этого поставить галочку на Match А500 speed - что значит – включить реальную скорость Амига500.

Новая опция Jit Settings.

Оставьте все как есть по умолчанию,т.е.

Саche Size – 4 Mb

Const Jump – галочка.

FPU support – галочка.

Force setting – галочки.

No flags – галочка.

Direct – галочка.

 

Закладка Display.


Выбор разрешения и какой чипсет эмулировать, т.е A1200 + AGA или A600+ECS.

Выберите разрешение 800х600 при 16 битном цвете, т.к. на Амига используются эффекты, которые реально используют на порядок больше цветов, чем например 8-битный цвет.

Если вы выбирете 640х480, то у вас на экране Амижный экран не уместится.

В принципе, все установки которые вы делаете сохраняются в обычном текстовом файле, поэтому можно просто вписать в него обычный размер Амижного экрана – 640х512.

Выберите FullScreen, если хотите в полный экран. В полный экран все работает быстрее, но не намного, а через DirectX и вообще разницы нет. (Если в полноэкранном режиме цвет 8-битный, причем это реально видно, то можно в директории эмулятора Configuration открыть созданный вами конфигурационный файл и найдя строчку с установкой цветов для полноэкранного режима вписать 16 бит. )

Line Mode поставте в Doubled, иначе экран будет искажен. Другой вариант – поставить Scanlines, но тогда появятся полоски, как на телевизоре.

И, наконец, чипсет – поставте FULL ECS. Т.е. полностью эмулировать возможности Amiga600.

*Для AMIGA 1200 поставьте, конечно же, AGA.

Остался еще пункт – Sprite Collision.

На Амига столкновения спрайтов обсчитываются АППАРАТНО. Благодаря этому возможны такие шедевры , как игра Soccer Kid например. Она во первых красивее IBM PC –шного аналога. В ней движутся планы, чего нет на PC, но главное - это Sprite Collision.

Главный герой, пробираясь по уровням, бьет всех врагов своим мячом. А мяч отлетает ОТ ВСЕГО!!! От столбов, домов, деревьев и т.д. Это очень здорово.

Включить галочку неприменно на Full ( в последних версиях эмулятора опция sprite collision перенесена из закладки Display в закладку Chipset.

 

SOUND.


Поставте Emulated 100% accurate для полной эмуляции звукового чипсета. Если хватит скорости компьютера – поставте 48000 Hz, 16 bit и стерео. Звук станет намного круче. Но даже это не гарантирует того, что в игрушках будут присутствовать все звуковые эффекты. Например в Kid Chaos при попадании под воду звук лишается высоких частот на реальной Амиге, а вот эмуль этот эффект игнорирует. Но все развивается и новые версии будут лучше.

Sound Buffering выбирается экспериментально, влияет на спотыкание звука. У меня стоит на двоечке.

Если в какой-то игре звук заспотыкался или захрипел, то либо уменьшите дескритизацию с 48 до 41 или ниже KHz или увеличьте sound buffer size.

В закладке About есть адрес, откуда скачать новейшие версии эмулятора WinUae и xDMS.

Закладка Game and I/O Ports.


В левом окошке выбирите PC Mouse, а в правом PC Joystick0 (если он у вас есть) или Keyboard Layout “A” для клавиатуры. Тогда вы сможете управлять в играх с клавиатуры.

А если точнее с дополнительного цифрового кейпада (цифровые клавиши справа на клавиатуре).

4 – влево, 6 - вправо, 2 - вниз, 8 - вверх, 5 – огонь.

Следует сказать, что в играх на Амиге почти никогда не используется клавиатура (только клавиша Space изредко ( к слову на Амиге есть 2 клавиши называемые Левая Амига и Правая Амига). Все игры играются либо с джойстика, либо с мышки.

На джойстике работает всего 1 !!! кнопка. И этого достаточно. Очень редко – 2. В играх с одной кнопкой, например в крутой драке Body Blows Galactics Лево, право, вверх, вниз – это напрвления движения, если же зажмем кнопку, то дополнительно к ней нажатие направлений даст различные удары. Вообще-то жутко удобно.

Следующая закладка Hard Drives.

Т.е. подключение к Амига винта (жесткого диска).

Что-бы его подключить в первый раз его надо сперва создать.

Жмем Add_HardFile.

Появляется окно.

Рядом с кнопкой Create в окошке пишем размер будущего винта, например для винта в 20 Мб вбиваем число 20000000 ( 20 и еще шесть нулей).

Жмем Create. (Создать).

Даем название файлу. Собственно все.

В дальнейшем этот винт нужно будет отформатировать для использования. В WB для этого предусмотрены стандартные функции.

Включите галку Add PC Drivers at Startup для того, что-бы из WB были видны писишные диски С,D и тд.

Закладку Flopies оставим на потом.

В закладке Configuration теперь задаем имя нашей конфигурации, например A600 и сохраняем.

Настала пора запустить какую нибудь игрушку.

Пусть это будет Yo!Joe! на двух дискетах.

Распакуем дмски с помощью xDMS.

Пишем в командной строке, например, Windows Commander или Norton Commander следующее:

Xdms u disk1.dms

И нажимаем Энтер. Вместо disk1.dms подставьте конечно название вашего файла с расширением dms.

Xdms u disk2.dms

Получим 2 файла с расширением ADF.

Запустим эмулятор WinUae. В Configuration загрузим нашу конфигурациюA600.

В Закладке Flopies в первый дисковод DF0: загрузим первую дискетку, а в DF1: - вторую.

Нажмем ОК.

Все. Виртуальная Амига заработает.

ЗАМЕЧАНИЯ.

Во-первых, многие игрушки со взломанной защитой и первое, что вы увидите – демо с рекламой взломщиков, здесь, чтобы продвинуться дальше, необходимо левую или правую, или вместе кнопки мыши, либо изредка нужно нажать клавишу Escape.

(Если хотите увидеть БИОС Амиги, то при перезагрузки держите обе клавиши мыши нажатыми. На настоящей Амиге из биоса можно выключить устройства дисковод или жесткий диск, что даст экономию оперативной памяти, т.к. устройства на Амига всегда кэшируются для ускорения их работы).

Практически все игрушки идут с дискет. Но если вы хотите работать из WB или запускать переделанные для жесткого диска, то вам нужно будет проинсталироваьт WorkBench. Можно конечно скачать AIBB, но по моему мнению это самый худший выход, т.к. вместо WB там стоит альтернативная Операционная система Scalos. Амижной многозадачности и плавности движения мышки в эмуляторе вы к сожалению не увидите, т.к. на Амига переключение между задачами осуществляется АППАРАТНО, на безумной скорости (а в эмуле все лишь эмулиться программно, да и мышь подключена через тормозной COM).

Для смены дискетки нажмите F12. Появится знакомое окно WinUAE. В Flopies вставте новую дискетку – файл с расширением ADF. (другой путь – нажмите END+F1 для первого дисковода, END+F2 для второго и тд.)

Для перезагрузки AMIGA нажмите F12. Выберете закладку Misc и в ней Reset. Эта кнопка появляется если уже запущена какаянибудь Амижная программа.

Также можно перегрузиться нажав клавиши левая и правая WIN (опять с Амиги сперли) и Ctrl одновременно.

В закладке Misc есть возможность сохраниться в игре, но работает это через раз. Тоесть сохранится то можно, а вот потом загрузиться...

Из важных вещей есть галочка Show LEDs – показывать индикаторы загрузки – это дает понять грузится игра или уже давно висит. Непонятно только одно – если в некоторых старых версиях Winuae загрузка была очень быстрой, то почему в последних грузится намного дольше, и почему нельзя сразу грузить DMSный файл не конвертируя в ADF – ведь еще в WinUAE 0888 это было возможно!!!

Есть в Misc такие опции – как вести себя когда Winuae минимизирован (свернут) на экране.

Варианты следующие:

Run at lower priority - работать с низким приоритетом, т.е. меееедленно.

Pause emulation - пауза.

Disable sound output – без звука.

Для конфигурации AMIGA 1200 необходимо выбрать чипсет AGA, и прибавить Fast-памяти, Z3-память и RTG. Rom версии 3.1. Все остальное аналогично.

Если некоторые игры никак не запускаются, то нужна программка kiskswitch с KickStart1.3. Она превращает Амига в самую первую модель и самые старые игрушки начинают работать. Дискетка обычно называется Kickstart1.3. Другой путь – выбрать в закладке ROM - kickrom1.3 . Все заработает, но винт исчезнет – 1.3 не понимает винта.

Эмулятор лучше использовать из под Windows2000, т.к. все будет работать быстрее, чем под Windows98 или Millenium.

Ниже привожу список лучших игр и програм на Амига. Мнение личное. Т.е. с этим списком кто-то может быть несогласен, что вполне нормально.

(A1200) – работает только на Amiga 1200. (т.е. на AGA)

Список лучших игр на АMIGA.

Banshe (A1200)– самая лучшая самолетная стрелялка в мире компьютерных игр. Неверите? Просто пройдите хотя-бы первый уровень.Очень красиво. В уровнях нет музыки, только спецэффекты. Особенно впечатляет вода, в которой отражается завод с изливающими кислоту зелеными трубами. Мосты в тумане, тоже доставляют эстетическое наслаждение – особенно когда от них отскакивают пули с металическим звоном. А какие БОСЫ уровней!!!

Galaga Deluxe - невероятно захватывающая космическая стрелялка. Магазины. Горы оружия, призы, метеоритные потоки. Метеориты пролетают производя невероятные стереоэффекты. WinUae должен быть не ниже WinUAE0817r1, а лучше 0821r3. В разные версии этой игры , например 2.3 и 2.5 играется обсолютно по разному, другой баланс призов и сил. Самая крутая версия 2.6 для AGA с музыкой и речью. В игре 75 уровней и несколько мощных босов. Кроме того есть что-то типа чужой вселенной Warp Function!

STARDUST – потрясающая игра, битва с астероидами и пришельцами на одном экране , плоские скролируемые, насыщенные эффектами уровни, трехмерные тунели и потрясающие боссы + великолепная стереомузыка в стиле рейв. Используется вся мощь Амиги. Выбор оружия, бесподобные подводные уровни.

 

SUPER STARDUST (А1200) – еще круче, еще красивей.

Chaos Engine – Амижный хит. Вдвоем с напарником пройдите мир за миром, прикупая в магазине оружие, скорость, здоровье и .. мозгов. Великолепная музыка. Вид сверху наискосок (косоугольный). Громадное количество секретов и потойных ходов. Пройдя уровень вы можете увидеть, что прошли всего 15% от него. А где остальное, а? АААА? Аааааааааааааа...

Kid Chaos - платформенная игра. Агрессивным героем с дубиной проходим уровень за уровнем под динамичную техно-музыку. Заброшенный город, химический завод и другие не менее интересные места поджидают нас. Движущиеся в несколько планов фоны. Нужна очень мощная машина для этой игрушки. Выпустила игрушку фирма Ocean. Незабываемые эффекты спецпроцессоров Амиги.

Lethel Weapon – платформенная стрелялка. Всего на одной дискетке. Классная музыка. Амижные эффекты, прозрачная вода. Все от той же Ocean. Просто потрясающая графика.

Ruff’n’Tumble – Очень красивая платформенная стрелялка. Герой вооруженный автоматом очищает уровень за уровнем. К сожалению, почему-то нет плавности. От Renegade.

Arabian Night – платформенное приключение. Великолепная игра. Первый уровень проходил 2 недели. Оказалось в ней нужно думать. Очень интересная , красивая, разнообразная. Стоит герою выбраться из подземелья и мы видим движущиеся красивые фоны в несколько планов и чарующую музыку.

Super Frog – незнаю прочувствуете ли вы эту игрушку. Видимо для этого надо настоящую Амигу. Здесь нет многоплановодвижущихся фонов, но... Какое управление!!! Играбельность на все 200 процентов. А плавность на Амиге уму непостижимая. Под эмулем пока глючит. Играл в ее IBM PC-шную версию, не допрыгивается до островка в воздухе и все. На Амиге – допрыгивается. Все говорит об отношении амижных разработчиков к амижным пользователям, и писишных к писишным. Без коментариев.

Project X – самолетная стрелялка, требуется что-бы понять некоторые гэги в Super Frog. Все от той-же амижной команды Team 17 ( к слову впервые именно на Амиге 17 летний парень на бейсике написал известную игру WORMS, которую и послал в Team 17 А они ее издали сделав парня знаменитым.)

Alien Breed – В мрачных коридорах мочим чужих из оружия. Магазины, разные пути прохождения уровней. Вид сверху. Team 17.

Beast Lord – ну очень красиво. Поют сверчки. Амижные эффекты. Количество цветов видимо шкалит под 16 бит. Главный герой бегает по уровням , заходит в дома, бьет руками и ногами. Нужно думать.

Dragon Stone – очень похоже на Chaos Engine. Бьемся мечом. РПГ скорее по стилю. От Core Design – амижной фирмы, которая позднее сделала Томб Райдер.

Lion Heart – Супер графика, суперцвет, суперзвук и суперэффекты. Главный герой вооруженный мечом пробирается по чужой планете. Вся амижная мощь в этой игрушке. WinUae 0821r3 или выше.

Brain the Lion – классный львенок проходит кучу уровней. Платформер.Скалинг, ротация. Три дискетки. Очень большая игра. Магазины. Скрытые уровни. Сюжет. Призовые уровни с невероятной графикой.

Canon Fodder - аркадная стратегия. Управляем маленьким отрядом с помощью мышки. Кто играл в писишную версию – пройдите амижную. Лучше все. Друзья мои отказывались играть в нее на писюке требуя включить Амигу. Звук динамический.

Elite – та самая. Со Спектрума. Улучшена графика. Есть изображение каждой планеты и ее обитателей. Бессмертный хит.

Dune 2 – конверсия с PC. Плохие цвета. Но все равно очень интересно.

Settlers – амижная стратегия. Лично знал людей проводивших ночи напролет за этой игрой.

Lorina – испанская игрушка от любимой мной фирмы Dinamic и хорошо известной на Спектруме. Очень красиво нарисовано. Есть трехмерные полеты через лес использующие амижные спецпроцессоры. Симпатичная девушка вооруженная дробовиком и приемами рукопашного боя путешествует по неведомой планете-джунглям.

Rick Dangеrous – Лучшая платформенная игра с IBM PC на Amiga выглядит еще лучше. Спецэффекты, кроме 1 и 2 частей , есть еще часть 2,5. Больше планов.

Yo!Joe! - Музыка великолепна. Графика замечательна. Главный герой проходит уровни действие которых развивается в Египте, Городе и тд. Летает на птице.

Soccer Kid – платформенная игра. Sprite Collision.Много движущихся фонов. Замечательная музыка. Особенно впечатляют уровни проходящие в России. Красная площадь, крейсер Аврора, Сибирь.

Another World – Незабываемый хит на всех платформах. Наверное лучшая игра тысячелетия.

FlashBack – продолжение Another World.

Asassin - Очень плавная платформенная стрелялка. Больше понравилась специальная редакция этой игры.

Charli J.Cool – Платформенная игра. Демо-версию можно взять на любом из зеркал Aminet. ( Aminet – самый большой файловый архив амижных программ в интернет). Сдалала игру компания Rasputin.

Ace the Space Case – На Aminet. Простая, но захватывающая платформенная аркада.

Shadow of the Beast – три части этой увлекательной игры заставят напрячь все ваши извилины.

Body Blows Galactics – Драка один на один. Незабываемые персонажи и арены. Великолепная музыка. Одна из трех частей.

Chack Rock 2 – Игра сделанная по Амижному. Платформер.

Dizzy – Все части. Графика очень хорошая. Кто помнит Dizzy по Синклеру , должен пройти Амижные версии.

ElfMania – самая красива драка на Амига. Спецэффекты. Суперзвук.

Lotus – Три части этой великолепной гонки. Есть ее продолжение Top Gear 2.

Kripton Egge- великолепный арканоид.

Barbarian – Все части со Спектрума. Графика на голову выше.

Myth – Опять же спектрумовская игра, но.. графика на порядок круче. Сюжет тот же.

Непередаваемая атмосфера игры.

Sensible Socer- очень плавный футбол.

Turrican3 – Платформенная стрелялка. Мало цветов.

Valhalla – одна из самых крутых квестов. Красивая графика. Речь персонажей. Есть 3 части.

Reunion –космическая стратегия. Типа Master of Orion.

Space Quest – тот же Писишный квест, но все части без текстового ввода, управление с мышки. Круто?

Golden Axe – Великая игра, но изуродованная Сегой до безобразия. Т.к. Amiga была прямой угрозой Cеге, потому что более крутые Амижные игры стоили до 10 раз дешевле, чем сеговские. Самая плохая версия Golden Axe на всех платформах.

Arcade Pool – великолепный бильярд. Натуральные звуки ударов кия по шару и тд.

Список можно продолжать еще очень долго.

 

Список лучших программ.

Directory Opus 4 – файл менеджер.

Deluxe Paint 5 – программа для создания и анимации изображений.

Briliance - программа для создания и анимации изображений.

Light Wave – программа для создания 3D.

Imagine - программа для создания 3D.

Protracker – написание музыки в формате MOD.

Ну и громадное количество других программ для анимации, проигрывания и написания музыки, языков программирования и тд. Есть языки программирования для создания игр.

 

AMIGA СЕГОДНЯ

На сегодня к сожалению AMIGA по видимому мертвый компьютер. Целый ряд неудач преследовал эту потрясающую платформу в последнее время. Comodore разрабатывала новую модель на революционном новом чипсете AAA (16 миллионов цветов из 16 миллионов, 16 битный звук, мощный процессор), когда ее постигло банкротство.После банкротсва компании Comodore марка продавалась несколько раз от новых хозяев к новым хозяевам, но возрождения не последовала. Фирма Фаза5 до последнего пыталась возродить эту бытовую машину. Планировалось выпустить Амигу нового поколения A-BOX. Аркитектура была очень крутой, схожей с последними моделями суперкомпьютеров Силикон Графикс. Новый чипсет. Два видеопроцессора позволявшие на одном экране выводить потоковое видео без участия центрального CPU в разных разрешениях в окошках любого ( а не только квадратного) вида. Позднее таже Фаза объявила, что вместо A-BOX выйдет модель попроще Pre-Box, но A-BOX не забыта и будет ждать лучших времен. Потом они выпустили 3-D акселераторы в связке с процесором PowerPC ускоряющие существующие Amiga до заоблачных скоростей. Последнее их заявление в 2000 году гласило: ждите от нас компьютер следующего поколения AmiRage. Это заявление так и небыло осуществлено. Фирмы Phase 5 не стало.

Первой задачей любых владельцев преобретавших AMIGA была попытка создать для нее современную OS. Претендентов занять место великолепной AmigaOS было множество. Ходили слухи о BeOS, как о новой оси для AMIGA. Позднее самым вероятным претиндентом стал QNX.

Для этого была устроена большая конференция, где AMIGA Inc владеющая правами на AMIGA объявила о таком решении. Амиговское сообщество немного впало в уныние. Конечно, это хорошо – 8Kb ядро способное уместиться в кэше процессора – реакция системы до микросекунд. Многозадачность. И потрясающая масштабируемость. Была продемонстрирована игра Doom запущенная на двух машинах. Верхняя половина игры просчитывалась на одной машине, а нижняя на другой. QNX также не стал новой осью для AMIGA. А AMIGAOS выходила все в новых и новых версиях улучшаясь косметически на глазах. Были конечно и свои самобытные операционные системы типа Scalos или WarpOS.

Самым знаменитым событием стало создание AmigaDe – платформеннонезависимой оси. Лозунг типа “Теперь Амига будет на любой системе” является скорее убийством для Amiga. Смысл оси был – пишем программу под абстрактный виртуальный процессор AmigaDe. В итоге в любой системе, где будет инсталирован AmigaDe мы сможем запустить программы. Обещалось позднее выпустить и аппаратную реализацию этой системы – новую AMIGA, где все функции выполнялись бы хардварно, но пока...

Другая известная Амижная фирма обрадовала нас эмулятором Athlone , который должен был бы заменить AMIGA. Но... Подождите выкидывать WinUAE. Он не эмулирует чипсеты, а только проц. А подобных программ на Амига, ой как мало.

Из железа для Амиги была разработана плата содержащая слоты PCI , что позволило в AMIGA1200 установить жутко быструю плату Voodoo3. AMIGA стали собирать в корпусах от PC, и в итоге стоимость такой системы приближалась, если не перекрывала стоимость современного IBM PC. А для домашнего компьютера это не приемлемо. Акселераторы для Амига выпускаются до сих пор, но без нового современного софта самая крутая платформа постепенно теряет все преимущества и нам только остается с ностальгие запустить на своем IBM PC эмулятор когда-то такого замечательного компьютера Comodore Amiga и с упоением играть в любимые игры. Да здравствует ЭМУЛЯЦИЯ!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz