Эмуляция компьютера Atari ST.

 

Atari ST. Замечательный домашний компьютер. Американский ответ компьютеру Commodore Amiga. Мой знакомый с упоением расказывал, что видел эту машину у преподователя института. Тот без проблем набирал на Atari ST тексты и играл во множество игр. Дискета емкостью 880 Кб вставлялась в компьютер сбоку.

Atari ST, созданный компанией Atari Corp в середине 80-х каким-то образом попал в нашу страну и пришелся по душе музыкантам благодаря встроенному MIDI-порту. Западные музыканты то-же оценили машину. Знаменитая группа QUEEN использовала данный компьютер в своем творчестве в качестве секвенсора.

На Atari ST вышло очень большое количество программ. Многое конвертировалось на Atari с Amiga и наоборот, но в итоге более слабая аппаратная часть похоронила эту модель. ST не выдержала конкуренции с AMIGA и IBM PC. Хотя IBM-ка в то время представляла довольно убогое зрелище. Для компьютера выходило много журналов (например ST Format, Atari/Amiga Programm).

В книге с описанием игр для ZX Spectrum я увидел потрясающие скриншоты из игры Last Duel. Ниже шла приписка, что скрины сняты с домашнего компьютера Atari ST. Мне сразу захотелось поиграть в Атариевские игры. Цветовая гамма на скриншотах была просто великолепна .

Атари практически изначально задумывалась как противовес Амиге. И ее модификации начиная с модели ST и заканчивая Ste недвусмысленно говорят об этом. Из примитивной машины обладающей лишь более мощным центральным процессором ST превратилась в монстра с амиговским спецпроцессором “блиттер” на борту и 4096 цветами. Но это уже был закат. Так откуда столько похожего в этих двух машинах. В далеком 1984 году несколько создателей энтузиастов при проектировании “самого лучшего компьютера “ Хай-Торро (позднее переименованного в AMIGA) не уложились в имеющиеся у них 7 миллионов долларов для разработки и заняли еще 1 миллион у... Президента компании ATARI !!! Понятно, что просто так миллион в долг не дают, очевидно разработчики показали архитектуру будущего компьютера , а может и разрешили использовать что-то из своих ноухау. В этом и кроется такая похожесть двух разных платформ. Кроме того ATARI даже подавала в суд на фирму Commodore, заявив , что это Atari Corp финансировали разработку AMIGA. Суд признал притязания необоснованными.

Это и есть ATARI ST

По цене Atari ST и AMIGA были сопоставимы. Несмотря на то, что S T чисто американский компьютер, он был достаточно популярен и в Европе. Компьютер выпускался в двух модификациях с 512 Kb памяти 520ST-машины и с 1 Mb (1040ST). Самые ходовые были 520-тки из-за очень доступной цены. Игры же на них шли почти все, за исключением самых навороченных , например StarDust (конверсия с Амига) и Chaos Engine. На 520-ой атарке стоял односторонний флоп (дисковод). Три модели (ST, STFM, Ste) выпущенные за все существование этой платформы поддерживали 3 видео-разрешения : 320х200 в 16 цветах из палитры в 512 , 640х200 в 4 и 640х400 в чернобелом изображении. Самая мощная Atari Ste (собственно и самая последняя модель) как и Amiga поддерживала уже палитру из 4096 цветов.

Кроме того на Atari ST и Atari STFM можно было установить дополнительно амиговский спецпроцессор “блиттер” - он очень быстро рисовал точки и прямоугольники. На Atari Ste блиттер стоял изначально, но игр поддерживающих его было до обидного мало. Атариевские программисты предпочитали вешать всю графику на центральный процессор Motorolla 68000 8 Mh ( на AMIGA 68000 7 Mh). На STE можно было устанавливать 30-пиновую память SIMM доведя стандартый 1 Mb до 4.

Звук к сожалению на ATARI был одним из главных разочарований, хотя и поддерживал General Midi. 3-x голосый синтезатор не мог впечетлять, да к тому же уже давно использовался на более примитивных 8-битных бытовых машинах (ZX Spectrum, Amstrad CPC). Звук на ST не использовал DMA загружая процеесор. Только модель Ste приблизилась чуть-чуть к Амига оборудованная 8-битным стерео DMA каналом, на Амиге правда была 4-х канальная DMA звуковая система. К тому времени выражение “владелец Atari ST” звучало, как издевка – обладая куда меньшими возможностями по сравнению с AMIGA – ST преподносилась как домашний компьютер одного с ней класса.

Robocop 2 – какая плавность движений

В целях удешевления Атари выпускала даже модели компьютеров с 128 Kb памяти! Но были и модели ( Atari TT) с процессором 68030, своеобразный 32-битный супермонстр. Стандартный 68000 – 16 битный.

На Atari 520/1040 было много игр которые переводились на AMIGA, благо процессор один и тот-же практически. Все перепрограмировать под амижные спецпроцессоры , долго, проще скомпилировать все заново загрузив центральный CPU. В итоге на Амига появлялись тормозные игрушки. Если-же что-то переводилось с Амига, то наоборот, выкидывались уровни с применением спецпроцессоров. Тем не менее 16 цветная игрушка с палитрой из 512 цветов смотрится очень и очень здорово. Оригинальные игры написанные специально под ST подразумевали более мощный чем на Амиге процессор и изобиловали 3D-полигонами. Было много космических объемных игрушек, гонок, RPG.

Домашний компьютер Atari 1040ST представлял из себя следующее. Центральный процессор Motorola MC68000 8 Mhz , на Амиге стоял более слабый на 7. 1 Mb памяти с возможностью расширения. Дискеты емкостью на 720 Кб. С помощью специальных форматирующих программ можно было отформатировать дискетку на 880. Кроме того, если на IBM просто физически невозможно считать Амижную дискету, то Атариевские читаются без проблем.

Так же как на ZX Spectrum НО В ЦВЕТЕ

Графическая система на ST на порядок уступала АМИГА. Не было хардварного управления спрайтами, небыло копера, блиттер был только опционально. Да и амижный ECS или AGA чипсет впринципе был непревзойденной вещью. Все Амижные игры писались под спецпроцессоры, все Атариевские под центральный CPU.Атари спасала палитра в 512 цветов. Она позволяла делать очень красивые игрушки. Звук основанный на процессоре Yamaha как уже говорилось не впечатлял. Ну и кроме того на ST стоял принтерный и MIDI порты, порт для картриджа.

На IBM PC есть демо-версия потрясающе красивой игры Death Bringer. Громадное количество объемных планов приходило в движение, когда игрок управлял варваром вооруженным мечом. Хэви метал звучал в колонках. При выходе из игры появлялась картинка, где гоблин ломал дубиной домашний компьютер. Долгое время я считал, что это изображена AMIGA. Но на Амигу она не очень походила. Потом я увидел ATARI ST и понял, что это он. Это была одна из первых Атариевских игр виденых мной.

Операционная система на Atari ST называется GEM - Graphic Environment Manager - Менеджер графического окружения. Выпускалась с 1985 по 1991 год.

При запуске мы видим приятный зеленый экран, цвета которого можно изменить. Работать с GEM очень удобно и легко. Мне показалось, что даже проще, чем на Амиге. Многие действия дублируются с клавиатуры. Например что-бы открыть папку, можно либо дважды щелкнуть на ней, либо щелкнуть один раз выделив иконку и нажать клавишу “О”. Открыть то есть. Таким же образом можно запустить файл на исполнение или закрыть окно просто нажав клавишу “C”. Если это не исполнительный файл,

Бесподобный Golden AXE – с мечом против всех

то появится предложение показать его на экране в виде текста или распечатать. У запускаемых файлов расширение .PRG. При ожидании появляется изображение пчелки, но главная изюминка GEM это разъезжающиеся в разные стороны рамки при запуске программы. То есть сразу становится понятно, что файл запустился. В других же операционках об этом можно только догадыватся и часто запускать сразу несколько копий. При показе текста можно просто нажать клавишу Q и прервать показ выйдя из вьюера. Очень легко сделано копирование и форматирование дискет. Я с первого раза понял как работать с этой ОС. В принципе такое встречается только на очень хороших домашних компьютерах.

Так бы и был Atari ST недосягаемой роскошью вызывающей ностальгические чувства, если-бы не эмуляторы.

Графика на Atari ST превосходит NES (Dendy) или другие подобные 8-битные приставки и сравнима с SEGA Megadrive, лишь чуть-чуть ей уступая, поэтому если вы любитель Сеговских игрушек, вам с нами по пути. Я думаю многие любители Спектрума будут просто в восторге при виде знакомых игрушек (Joe Blade, Mercenary) в цвете и высоком разрешении. И все это Atari ST. Благодаря тому, что ST это не Амига процессор вашего компьютера может быть лишь Pentium 166MMX. Этого вполне достаточно.

Dan Dare 3 – пришельцев много, но не настолько же

Эмуляторов Atari ST достаточно много , но реально хороших всего два. О них позже.

Из старых досовских эмулей можно отметить Pasifist 0.48. Он действительно запускает игры, но не показывает некоторые эффекты, вводить все надо в командной строке. Gemulator2000 настолько запутан, что всякое желание с ним разобраться просто пропадает. StonXdos тоже вас не впечатлит. Файл с ПЗУ обязательно должен называтся TOS.IMG. Кроме того опять же куча ключей в командной строке. Идет далеко не все. Есть еще Echo, но не они сегодняшние герои.

На первых местах сегодня два эмулятора – это Winston0.5 и Steem.

Разница в них заключается в том, что Winston очень быстро загружает программы, все эффекты отображает корректно, поддерживает все TOS, но эмулирует только модели ST и STFM.

Steem - постоянно при загрузке показывает свой анимированный логотип, программы грузятся дольше, тестирует память зачем-то, но он поддерживает все три модели включая самую крутую Atari Ste с блиттером. Поэтому тут рекомендации могут быть следующими, если игрушки старые лучше их запускать под Winston, если для Ste (Chaos Engine для примера) то на Steem. Впечатление от обоих эмуляторов очень хорошее.

 

ЭМУЛЯЦИЯ ATARI ST на WinSTon 0.5

Во-первых, для работы эмуляторов требуются TOS. Это биос Atari. В Winston версия TOS 1.0 уже встроена. Я обычно везде ставлю версию TOS 2.06.

Запустив эмулятор, мы увидим зелененькое окно с иконками. Это GEM. Что-бы была возможность подвигать курсором мышки на экране вам нужно нажать F12. Тем самым вы попадете в эмулируемый компьютер. Что-бы переключится назад на управление Windows-курсором, снова нажмите F12. Для перехода в полноэкранный режим нужно нажать F11 и наоборот.

Настройка эмулятора.

Сверху окна эмулятора распологаются иконки когда вы подводите к ним курсор внизу окна появляется надпись объясняющая их назначение. Подведите курсор к четвертой слева иконке –

Modify the WinSTon options – и нажмите.

В окне Сonfigure Emulation Speed поставьте на ST.

 

 


Окно SCREEN.

Display mode поставте в Hi-Color Hi-Resolution.

Щелкните на кнопку Advance и уберите галку с Interlaced Mode. Этим вы избавитесь от противных полос интерлейса в полноэкранном режиме.

Окно Sound.

Поставте галку на Enable Sound, что-бы был звук.

Окно Memory.

Установите память не менее 1 Мб.

Окно Disk Images.

Здесь если хочется можно указать путь к образам дискет с игрушками.

Окно Hard Disk.

Выберите директорию на винте и все, что в ней будет отображатся в эмуляторе как Атариевский винт.

Окно TOS/GEM.

Выберите как советовал TOS 2.06. Это TOS с Atari Ste вообще-то, а самым совместимым считается TOS первых версий, кроме 1.62 , который тоже с Ste.

Впринципе, на этом наладка практически закончена, да и не особо была нужна. При желании еще можете подключить принтер и др. Устройства.

Теперь щелкайте на изображение дискеты. Выбирайте ROM-ку с игрой (она должна иметь расширение st или msa). Все игры на дискетах идут запакованные и распаковываются в память прямо при запуске.

Все, играйте. Управление: курсорные клавиши, пробел, Ctrl и Alt. При желании можно подключить джойстик.

 

 

Следует заметить, что игры вы можете встретить из нескольких коллекций, в основном это Automation CD, D-Bug, Flame of Finland , Medway Boys, Pompey Pirates. Отличаются они заставками с меню выбора игр. Нажмите пробел , что-бы заставка исчезла или цифру для запуска игры из списка.

ЭМУЛЯЦИЯ ATARI ST на Steem 1.5

 

При запуске Steem на экране возникнет куча вопросов. Овечать впринципе имеет смысл только на тот, где попросят указать расположение директории с TOS. Все остальное можно настроить позднее. Вы увидите окно эмулятора.

Сверху идут кнопки. Щелкнув на изображение с микросхемкой вы сможете выбрать количество памяти, можно сразу поставить 4 Mb и версию TOS.

Нажмите на кнопку с изображением джойстика и в окне с надписью Port1 в верхнем окошке Active поставьте Always (всегда). То есть всегда будут опрашиваться клавиши, иначе вы управлять в играх не сможете. Управление простое. Стрелки курсора и Ctrl c Alt.

Что-бы просто запустить виртуальную AtariST нажмите на зеленую стрелку.

По Pause/Break вы окажетесь на экране ST, по ней же вы сможете выйти в Windows-экран.

Для загрузки дискетки с играми нажмите на самую последнюю иконку с изображением ящика.

Выберите директорию в которой лежат ромки с играми.

Взяв мышкой файл ромки перенесите его в ящик с надписью A.

Теперь переключитесь на окно эмулятора и нажмите кнопку выключатель (третья слева). Он же резет и первую кнопку – зеленую стрелку.

Если устали смотреть как тестируется память можете нажать Esc для пропуска этого шага.

В принципе этих двух эмуляторов достаточно , что-бы получить море удовольствия от атариевских игр, а их по моим подсчетам , около 3-5 тысяч. Atari Foreve. Что-же стало с такой замечательной платформой, как Atari ST? О ее дальнейшей судьбе сообщил нам Art-S ( к сожалению не знаю его email):

“На Атари ST было выпущено достаточно много демонстрационных программ, конечно не так много как на Амига , но достаточно,причем последние демы датированы 1999 годом, и ни в чем не уступают Амижным демам , написанным соответственно для А 600, они включают в себя цифровой звук, скроллинг плэйфилдов, и так далее ...

и к тому же содержат некоторые векторные части по качеству превосходящие А600!

Что касается компьютеров, то ....

Атари TT содержал мало того что 32х разрядный процессор, но и палитру в 32768 цветов.

Но самый мощный из этого семейства (выпущенной самой Атари) был Atari Falcon, вот это действительно ответ Амиге, 32 разрядный процессор Motorola 68030 ,Blitter chip,палитра 64000 цветов, одновременный вывод 32768 при 640х480 и DSP процессор от Моторола для звука! Такого в начале 90 не было даже на Амиге.

На Фальконе до сих пор проводятся демокомпо, и хотя эмулятора Фалькона к сожалению нет, по отчетам с этих компо можно судить о том что уровень дем там соответствует уровню последних на Амига для процессоров 68030-040.

После того как Атари была продана с потрохами Hasbro, а позднее Infogrames, ( конторам которые к аппаратной части не имеют ни какого отношения) вся хардвара с Атари выпускалась европейской фирмой Milan , они ставили процессоры 68060, и видео карты на ....S3 Trio 64V+!!

И это при том , что новые версии TOS не выпускались со времен гибели самой Атари ...

Дело Атари и сейчас живет в виде милановских компьютеров, на него есть броузеры, клиенты IRC,ICQ и многое другое, но это уже не те ЛЮБИМЫЕ и МИЛЫЕ сердцу Atari ST

на которые вышло столько замечательных программ, и которые в середине 80 единственные являли собой альтернативу Амиге ...

Pompey Pirates и их сборник игр с AtariST

С версии Steem 1.62, наконец то звук стал более реальным, и это единственный эмуль на котором запустился Star Dust, конверсия с Амига , использующий Blitter chip , и STe DAC sound.

Самый лучший эмуль все таки SainT версии 0.91b (infinity к сожалению не смог запустить на нем ни одной игры), он мало того что имеет САМЫЙ ЛУЧШИЙ звук из всего что есть , запускает все последние демы для ST , так и использует великолепный видеорежим за счет которого скроллинг становится максимально плавным, автор сего чуда черт знамо сколько лет писал по ST и знает ее архитектуру на 100 % , а к звуку приложил свои старания Leonard (Oxigene), автор лучшего эмулятора звука на ST- ST sound 95 .

О настройках смысла говорить нет, так как проще и интуитивнее быть не может , единственный совет , не использовать TOS 1.62 и 2.x по крайней мере у меня глючило и висло “.

Поэтому не откладывайте в долгий ящик, на ST есть громадное количество игр великолепного качества и небольшого объема. Пора натравливать свой ReGet или GetRight на ромовые ресурсы ATARI. Вам понравится.

 

 INFINITY

spm111@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz