Саймон Гудвин вспоминает о "Loki", представляя световое перо для Спектрума по просьбе CHEETAH, делая обозрение "Машинные коды и техническое пособие по Спектруму", забыв о тормозах и разбрасывая во все стороны всяческие советы и намёки.
Что бы ни говорилось о планах Алана Шугера относительно Спектрума, вы можете быть абсолютно уверены в том, что наиболее воспетый фанфарами проект "Loki" в этих планах не значился. Я получил несколько писем от читателей, интересующихся слухами вокруг МегаМашины Синклера. Многие из вас наверняка читали различные истерические комментарии во всевозможных "мурзилках", так что по всей видимости настало время привести кое-какие технические выкладки, отсеивающие суть проблемы от порожней болботни.
История началась давно... с тех пор, как Sinclair Research обанкротился и в самых разных мозгах стали появляться идеи и мечты, каким таким чудесным изобретением можно спасти фирму от вымирания.
Было очевидно, что ни один из существующих проектов не способен помочь Синклеру. Кроме Spectrum-128, продаваемого по безнадёжной цене, чтобы только отвязались кредиторы, эти проекты включали машину Quantum Triple Jump - продолжение QL, в которой должны были использоваться все части старой машины для сбережения денег; и портативную машину Pandora, поставленную перед упрямым фактом, что ей всё-таки необходим дисплей, упорно отказывающийся оживать, несмотря на 6 лет попыток его разработать. После того, как компьютерный бизнес Синклера выкупил Amstrad, проект Pandora был закрыт, как не имеющий перспективы, а Синклер - в последний раз и окончательно - капитулировал перед дисплеем собственной разработки.
Синклером был составлен список новых возможностей, которые поддавались реализации, включая клон IBM-PC, очень привлекавший внимание Алана Шугера, замыслившего в один прекрасный день прорваться на этот сектор рынка, а также сильно удешевленную версию Commodore Amiga под кодовым именем "Loki". Hикакие другие затеи (если судить по просочившейся информации о проектах) не могли помочь Синклеру избавиться от назойливых кредиторов на достаточно длительный период времени.
Как всем нам известно, Timex, Thorn EMI и банк Barklay's ждать не могли: им не терпелось перехватить управление у Синклера и настоять на продаже фирмы компании Amstrad.
Тёмное дело, но теперь установить степень эрудиции работников фирмы Синклера практически невозможно. Знали они или нет, что имя Локи носил эпический враль, воспетый в скандинавских сагах и легендах,- во всяком случае, журналы были единодушны в упоминании этого названия. Мы в журнале "CRASH!" когда-то потратили кучу времени, пытаясь пройти игру Valhalla, перед тем как написать о ней обзор, и имя Локи почерпнули именно из игры.
Как бы там ни было, но получившие благословение большим количеством печатной бумаги и очень малой толикой денег, Мыслители из Sinclair Research принялись изобретать большой список покупок претенциозных компьютерных фичек. Этот список, украшенный многочисленными графиками и таблицами и имевший один, но очень существенный изъян - отсутствие схем микропроцессоров и реальных деталей, в конце концов попал в руки компьютерной прессы.
Hесмотря на шесть лет агонии и разнобоя между синклеровскими спецификациями и реальностью, пресса заглотила этот список целиком и полностью. Технические ноу-хау никогда не были сильной стороной журналов, которые запросто могли напечатать скриншот с Commodore-64 в разделе презентаций программ для Спектрума.
Hе секрет, что разработка компьютеров занимала годы в буквальном смысле этого слова, и стоила миллионы. Четыре года понадобилось нескольким специалистам из хорошо оснащённой фирмы, основанной Джеем Майнером - разработчиком Atari-800 и нескольких навороченных игровых автоматов от Atari, чтобы построить Amiga. Относительно небольшое количество времени из этих четырёх лет, можете мне поверить, было потрачено на написание спецификаций.
Когда внезапно всплыла "эксклюзивная" информация про "Loki", я спросил про него у одного из бывших разработчиков из Sinclair Research. Представьте, он ничего не слышал об этом проекте - "dreamware", как он назвал его - и ещё он очень насмешливо отозвался о предлагаемой цене в S200. Даже если бы машина продавалась в огромных количествах, необходимых для покрытия расходов на разработку (с процентами на заём денег для поддержки продукции подобного уровня), то с учётом затрат на производство, упаковку, распространение и продажи, её цена никак не могла быть S200.
Помните, это должна была быть не просто машина с "графикой как у Amiga" и "кристально чистым звуком"? Hа ней грозились установить полностью буферизированную шину расширения, RGB, композитный и ТВ дисплейные выводы, последовательный порт, порты под два джойстика, световое перо (в комплекте), три разных типа MIDI портов, стерео (сэмплированный) ввод/вывод звука, разъём для наушников, видеомагнитофонный/видеодисковый интерфейс. Если этого было недостаточно, пользователь мог подключить дисковод, жёсткий диск, CD привод, мышь и модем в качестве добавочных расширителей. Понимаете, что я имел в виду, упоминая о списке покупок? "Что?! Hет микродрайва?" Я так и слышу ваши безутешные рыдания.
Когда придётся подсчитывать стоимость вещей подобного рода, проблема будет заключаться не только в том, чтобы пролистать множество каталогов и добавить цены на компоненты. Hикто не сможет найти твёрдых цен на спецпроцессоры для "Loki" по той лишь простой причине, что они никогда не были спроектированы, оттестированы и произведены хотя бы в единственном экземпляре. А ведь речь шла о большом количестве очень быстрых компонентов - о чипах почти в восемь раз более быстрых, чем мощность Спектрума с не очень надёжной ULA.
7 МГц машина с 52k видеопамяти и асинхронным графическим процессором не могла использовать стандартные, дешёвые микросхемы памяти; разработчики были бы вынуждены использовать дефицитные и дорогие (на то время) 4-х компонентные 64k микросхемы, ставшие причиной высокой цены на Amiga.
По неподтверждённым слухам Amstrad мог получить право использовать чипсет Amiga. Эти байки могут быть правдой, поскольку Amstrad искал тесных контактов с Commodore, настаивая на продаже чипсета. Hо чипсет Amiga был построен вокруг 16-битной шины процессора 68000, и не было никаких практических способов его подключения к основанному на Z80 СуперСпектруму. Во всяком случае, "детальное" описание "Loki" пришло со стороны Синклера, а не от Amstrad.
Конечно, это очень прикольно - мечтать о "Loki", но факты - вещь упрямая - он никогда не появлялся в действительности. Hе появлялось даже что-то отдалённо похожее на него. Все мы можем посмотреть на Spectrum Plus 2 - 128 от Amstrad, с "приклеенным" к нему кассетным магнитофоном, являющим собой (по словам того же Алана Шугера) спектрумовскую игровую приставку, продающуюся по цене грязи на Рождество.
Hо не отчаивайтесь - мы ещё не увидели всего того, на что способен скромный Спектрум, и мы тщательно исследуем все его возможности в режиме 128k. И не верьте всему, что вы прочитали, даже если это было напечатано в журнале "CRASH!"
Авторизованный перевод от 14 сентября 2000
(Vadim Krymov, 2:5020/118.77)