Юрий Бинский |
||||
Ностальгия по Старым Добрым Временам часто посещает ветеранов компьютерного фронта. Не умаляя достоинств современной техники, приходится признать, что за годы она растеряла большую часть своего былого шарма. Но даже если последний раз вы держали в руках джойстик Yamaha десять лет тому назад, шанс провести час-другой за любимой старой игрой остается всегда. Благодарить за это надо энтузиастов, которые пишут и распространяют эмуляторы - виртуальные машины для запуска на современном программном и аппаратном обеспечении приложений для старинных компьютеров. ТЕСТИРУЮТСЯ: ZX SpectrumТак исторически сложилось, что из множества моделей не РС-подобных компьютеров в нашей стране наиболее прижились представители семейства ZX Spectrum. Причин тому несколько. Во-первых, этот компьютер снискал огромную популярность во всем мире, что повлекло за собой не только рост объемов продаж аппаратных систем, но и накопление огромных библиотек прикладных программ, написанных для этой платформы как профессионалами, так и любителями-энтузиастами. Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря ZX Spectrum многие тогдашние пользователи превратились в программистов: написание кода для "Cпектрумов" было хорошей тренировкой перед переходом на более серьезные системы. Во-вторых, сказалась возможность клонирования этого компьютера. Сразу несколько заводов в СССР наладили выпуск Spectrum-совместимых машинок под своими собственными товарными марками. Простота архитектуры компьютера стала залогом высокого качества конечной продукции. Я, например, приобрел в свое время зеленоградскую модель "Cпектрума", которая благополучно работает и сегодня, чего нельзя сказать о более сложных РС-совместимых компьютерах. Более того, обладая некоторыми познаниями в электронике, ZX Spectrum можно было собрать из доступных деталей в домашних условиях. Третий и, вероятно, основной фактор - низкая цена "Cпектрумов". Так или иначе, но суммарный парк находящихся в обращении в нашей стране компьютеров этой модели во много раз превосходит количество всех остальных, вместе взятых. То же самое можно сказать и об архивах программного обеспечения. Эмуляторов ZX Spectrum не просто много, их очень много. Огромное их количество было написано еще во времена MS DOS, однако программ, работающих под Win32, тоже достаточно, зачастую это порты предыдущих версий.
В число особых функций SpecX входят справочная система и экранное отображение клавиатуры. Эмулятор может запускать большинство существующих форматов имидж-файлов. В своей работе программа использует DirectX, а в качестве минимальных системных требований значится компьютер с процессором класса Pentium 133. Другой не менее популярный эмулятор ZX Spectrum для
РС -
Не менее жизнеутверждающими выглядят и системные требования: Nuclear ZX работает на 286-м компьютере с таковой частотой 8 МГц и CGA-видеокартой с абсолютно нормальной скоростью! Несмотря на то, что оригинальная программа разрабатывалась под MS DOS, она успешно запускается и под Windows 9x, правда, только в полноэкранном режиме. В Nuclear ZX в полной мере реализованы функции сохранения и загрузки игр, включая даже режим Fast Save/Load. Практически все параметры игрового процесса поддаются настройке со стороны пользователя.
Модельный ряд ZX Spectrum ZX Spectrum - это общее название целого семейства компьютеров, первый из которых был создан гениальным английским инженером сэром Клайвом Синклером еще в 1982 г. В основу архитектуры "Cпектрумов" (кстати, отдавая дань почтения автору, их часто называют "Cинклерами") лег процессор Zilog Z80, революционный по меркам того времени микрочип, который успешно конкурировал с другими восьмиразрядными процессорами, в т. ч. и продукцией компании Intel. Первые модели ZX Spectrum оснащались 16 Кбайт оперативной памяти с возможностью апгрейда до 48 Кбайт. Однако даже в то время такой объем оказался недостаточным, и на смену пришли "Cпектрумы" второго поколения, изначально оборудованные 48 Кбайт памяти. В них использовался процессор Zilog Z80A, который работал на частоте в 3,5 МГц. Компьютер поддерживал единственный графический режим 256x192 пикселов с возможностью выбора из 8 цветов. К сожалению, из-за некоторой архитектурной недоработки, в матрицах 8x8 точек одновременно можно было использовать только два цвета. В ПЗУ ZX Spectrum была прошита версия языка программирования Basic, которая не отличалась скоростью транслирования, но выступала хорошим учебным пособием для начинающих программистов. Много нареканий со стороны пользователей вызывала резиновая клавиатура с неудобными кнопками. Несмотря на все недостатки, уже первые модели "Спектрумов" прочно заняли лидирующие позиции на компьютерном рынке родины сэра Синклера, а затем и в остальном мире. Через два года после старта компания Sinclair Research Ltd. выпустила новую модель компьютера ZX Spectrum+. Единственным нововведением этого компьютера стала клавиатура, которая теперь делалась по привычной технологии из пластика. В качестве носителя данных выступала, как и прежде, магнитная лента - большинство программного обеспечения для "Спектрумов" хранилось на самых обычных кассетах для бытовых магнитофонов. С одной стороны, это существенно снижало общую стоимость компьютера, но, с другой - создавало массу неудобств. Загрузка с ленты шла медленно, часто срывалась, вынуждая начинать процесс заново. К тому же от частого использования и интенсивных перемоток кассеты изнашивались, и их содержимое терялось. Поэтому в качестве альтернативы разработчики ZX Spectrum предложили устройство, названное ZX Microdrive. Всех проблем оно решить не смогло: его надежность и жизненный срок были ненамного выше, чем у кассет. Принципиально новая модель ZX Spectrum 128 появилась на свет в 1985 г. Внешне она выглядела так же, как и предшественница, за исключением массивного радиатора, однако внутри многое было изменено. Основное отличие ZX Spectrum 128 - наличие установленных 128 Кбайт оперативной памяти, из которых 24 Кбайт резервировалось под "тень" ПЗУ, а остальное пространство было доступно пользователю. Кроме того, компьютер оснащался трехканальной звуковой системой, а также большим набором портов для подключения различной периферии. Еще через два года, в 1987 г., по лицензии Sinclair Research Ltd. компания Amstrad, занимающаяся выпуском домашних компьютеров, начала производство модели ZX Spectrum +2. Серьезных новшеств в системную архитектуру внесено не было, но внешний дизайн "Спектрума" сильно изменился. Теперь он продавался в монолитном корпусе со встроенным кассетным магнитофоном и набором джойстиков (а в некоторых комплектациях - даже со световым пистолетом). Небольшие улучшения были внесены и в операционную систему компьютера. Последней из коммерчески успешных модификаций ZX Spectrum была модель Spectrum +3, выпущенная тем же Amstrad. В ней было переписано ПЗУ, а сам компьютер комплектовался настоящим дисководом для гибких дисков и параллельным портом для подключения принтера. Также была пересмотрена номенклатура использовавшихся при изготовлении материнской платы компонентов. Однако успех ZX Spectrum +3 был крайне зыбок: новое программное обеспечение конфликтовало со старым, дискеты оригинального формата не были совместимы с обычными 3,5", да и общая стоимость компьютера оказалась сильно завышенной. Кроме того, на эти годы пришелся закат 8-битных машин: 16-битные аппараты все активнее проникали в пользовательские массы.
MSXВ эпоху принудительной "компьютеризации" нашей страны широкое распространение получили компьютеры MSX. Cтандарт MSX поддерживался большим количеством компаний, но импортировалась к нам продукция исключительно Yamaha, поэтому за всем семейством устойчиво закрепилось это имя. Эти незамысловатые устройства стали основой создаваемых повсеместно компьютерных классов. К счастью для школьников, Yamaha MSX-1 и Yamaha MSX-2 оказались не только хорошим подспорьем в изучении информатики, но вполне приемлемой игровой платформой. Различных эмуляторов Yamaha MSX для РС было написано за прошедшие годы немало. При этом больше половины из них рассчитаны на работу в среде Win32. Примечателен и тот факт, что существует сразу несколько программ, написанных нашими соотечественниками.
Вопрос с легальностью использования
эмуляторов, а также копий программного
обеспечения для MSX остается открытым, а тех, кто
заинтересуется описанными программами, а также
утилитами для них, можно отослать по адресу История MSX В основе Yamaha MSX лежал тот же процессор Zilog Z80, что и у компьютеров ZX Spectrum, но работал он на более высокой частоте - 4 МГц. Эти машины изначально предполагали использование обычного флоппи-дисковода и дискет емкостью в 720 Кбайт. По сравнению с кассетами "Cинклеров" это был огромный технологический скачок - на одну дискету свободно помещался архив игр, тех программ, которые мы назвали бы сегодня "офисными", а также полный инструментарий разработчика. Стандарт MSX был разработан совместно компаниями ASCII и Microsoft c целью обеспечить платформу фирменным программным обеспечением, а в его основу лег язык Microsoft Basic (отсюда и пошло название платформы - MicroSoft eXtended Basic. Видеосистема строилась на основе микросхем TMS9918 и TMS9928, а звуковая - на чипе AY-3-8910, разработанном компанией General Instruments (он же использовался в компьютерах ZX Spectrum 128). Два внешних порта использовались обычно для подсоединения игровых устройств. За рубежом Yamaha MSX также получили широкое распространение, но только в качестве домашних компьютеров. По лицензии Yamaha их выпускали с незначительными изменениями в конструкции и дизайне такие крупные компании, как Sony, Daewoo, Yashika. Yamaha MSX собирались на основе процессора Z80a и оснащались 64 Кбайт оперативной памяти, из которых половина отводилась под отображение ПЗУ. Этот компьютер Sony выглядит уже как привычный всем PC.
CommodoreСемейство домашних компьютеров Commodore мало известно у нас, но было весьма популярно в 80-е гг. на Западе. Было выпущено несколько моделей, снискавших любовь у компьютерных игроков во всем мире. Так как компьютеры различных серий Commodore довольно заметно отличались друг от друга, то и программные эмуляторы в большинстве своем воспроизводят на РС виртуальную машину, соответствующую той или иной версии оригинала. Наиболее часто встречаются утилиты для запуска приложений, написанных для Commodore 64. Для 256-й серии, напротив, эмулятор найти крайне сложно - равно как и программы, написанные специально для этого компьютера.
Другой известный эмулятор Commodore - VICE (
На этом список программ для ПО Commodore не
исчерпывается. До сих пор широко используется
самый первый из написанных для этой платформы
эмуляторов - Параллельно эволюции уже зарекомендовавших
себя программ на сцену выходят новые эмуляторы. К
их числу относится CB64 ( Модельный ряд Commodore Базовая модель Commodore 64 оказалась наиболее успешной и на долгие годы стала одной из основных игровых платформ. Она была впервые выпущена в 1982 г. и оснащалась 64 Кбайт оперативной памяти (20 Кбайт под отображение ПЗУ), что позволяло запускать на этом компьютере довольно продвинутые по тем временам игры. В качестве центрального процессора использовался MOS 6510 с тактовой частотой 1 МГц, а носителем информации могла быть магнитофонная кассета или пятидюймовый гибкий диск. Так же, как и ZX Spectrum, Commodore работал со встроенным интерпретатором языка Basic. Чуть позже на основе Commodore 64 создали даже видеоприставку Commodore МАХ, в которой вообще не было клавиатуры. Было продано более 20 млн компьютеров Commodore 64. Серия Commodore 128 включала в себя несколько разновидностей. Некоторые из них были выполнены на основе такого же процессора, как и предыдущая модель, другие работали с Z80 с тактовой частотой 2 МГц. В качестве операционной системы Commodore 128 начала использоваться СР/М, а в добавление к дисководу и магнитофону компьютер обзавелся и настоящим жестким диском объемом до 1 Мбайт. Удвоилось и количество установленной оперативной памяти. Существовала даже мобильная версия Commodore 128 со встроенным монохромным монитором. Вообще, эта серия позиционировалась разработчиками не только и не столько как игровая платформа, а как серьезный компьютер бизнес-класса. Самой продвинутой моделью Commodore была модель В256, которая основывалась на той же архитектуре, что и Commodore 128, но с удвоенным количеством оперативной памяти на материнской плате. Впрочем, слишком высокая цена не позволила этим компьютерам закрепиться на рынке деловой техники так, как Commodore 64.
AmigaОтдельной главой в истории домашних компьютеров проходят системы семейства Amiga. Изначально они были одной из ветвей развития производственных линеек Commodore. Однако впоследствии Amiga оформилась в самостоятельное направление развития персональных компьютеров. Машины этой марки отличались своей ориентированностью на то, что теперь принято называть мультимедиа: у них была отличная поддержка звука и графики. Это дало им неоспоримые преимущества перед всеми конкурентами, кроме стремительно развивавшихся х86-х машин от IBM, которые и вытеснили компьютеры Amiga с рынка. Впрочем, как выяснилось, не навсегда. Многочисленная армия поклонников Amiga продолжала пользоваться машинами своей платформы на протяжении всех прошедших лет и, наконец, дождалась заветного часа: на следующий год запланировано возрождение старой марки и выход в свет нового компьютера этого семейства. К большому сожалению, в России компьютеры Amiga встречаются крайне редко: слишком высокая стоимость по сравнению с конкурирующими моделями делала их импорт невыгодным. Так что единственной реальной возможностью познакомиться с играми для этой платформы остается использование программ-эмуляторов. Таких программ немного из-за сложной
архитектуры самой эмулируемой системы, но они
существуют. Наиболее популярны среди них
К компьютеру, на котором запускается эмулятор, обе программы предъявляют весьма умеренные требования: он должен располагать центральным процессором уровня Pentium 200 MMX и 32 Мбайт оперативной памяти. Так как свежие релизы опираются на поддержку интерфейса DirectX (в частности, DirectDraw), то пользователю также потребуется совместимая с этим стандартом видеокарта с 2 Мбайт памяти. Оптимизации программы под процессоры AMD нового поколения пока не существует, а для процессоров Alpha выпущена довольно проблемная бета-версия. WinUAE - 32-разрядное приложение, работающее в среде Windows 9x и Windows NT/2000 (причем наиболее предпочтительной считается как раз последняя система). В основе программы лежит старая версия эмулятора Ultimate Amiga Emulator, написанная когда-то Берндом Шмидтом и портированная впоследствии на самые различные операционные системы, от UNIX до MS DOS. Перевод исходного кода на платформу Windows был произведен известным программистом Брайаном Кингом, который и курировал проект вплоть до последнего времени (на данный момент самой свежей версией эмулятора является 0.8.14). Для того чтобы выбранная программа запустилась в окне эмулятора, пользователь должен располагать несколькими файлами. Во-первых, это оригинальный имидж-файл (так называемый Amiga Kickstart ROM) с расширением ROM. Он содержит в себе основные элементы ядра операционной системы Amiga, необходимые для процесса загрузки. Во-вторых, необходима непосредственно сама программа либо записанная в формате имиджей флоппи-дисков с расширением adf, либо предустановленная на жесткий диск компьютера. Легальной копией ROM-файла могуть быть либо обладатели самих компьютеров Amiga, либо пользователи, купившие программный пакет Amiga Forever. WinUAE входит в состав этого пакета.
По соображениям охраны авторских прав ROM-файлы
в открытом доступе не выкладываются, а вот имиджи
игр для Amiga присутствуют в Internet в большом
количестве. Впрочем, для их законного применения
пользователю все равно вменяется в обязанность
приобрести оригинал игровой программы. Для
получения детальной информации о существующих
играх и местах их распространения можно
посоветовать посетить сайт Лучшие модели Amiga Amiga Commodore 500 выпускалась с середины 80-х гг. на основе 7,14-МГц процессора Motorola 68000. Объем оперативной памяти 512 Кбайт, операционной системой была Workbench, а информация хранилась на гибких дискетах емкостью 880 Кбайт. Облегченный вариант этой модели Amiga 1000 продавался с 256 Кбайт памяти. Компьютер Amiga А1200 был оснащен процессором Motorola 68EC020, работающим на частоте в 14 МГц и 2 Мбайт оперативной памяти, которую можно было расширить до 8 Мбайт или более при установке платы акселератора. Эта машина показывала поистине чудеса графики: благодаря видеосистеме АА поддерживалась 24-битная палитра (16 млн цветов), из которых одновременно могло быть воспроизведено 256 (64 тыс. при наличии расширенной памяти). Разрешение экрана составляло от 320x200 до 1280x512 точек, при этом система могла работать и в стандартном разрешении 640x480 при частоте регенерации в 60 Гц. Amiga А1200 могла воспроизводить 4-канальный стереозвук с 8-битным DMA на каждый канал. К компьютеру прилагалась двухкнопочная мышь с разрешением до 400 точек на дюйм и полноценная 96-кнопочная клавиатура. Часть машин была оборудована также жестким диском с интерфейсом IDE емкостью 170 Мбайт. Более того, Amiga А1200 могла работать даже с карточками PCMCIA 2.0. Для апгрейда машины предусматривался специальный разъем, к которому можно было подключить дополнительную память или плату акселератора с более мощным процессором. Самой мощной машиной этой серии был компьютер Amiga А4000, не уступавший ни в чем современным ему РС на базе х86. В эту систему устанавливались процессоры Motorola 68040 (25 МГц) и Motorola 68060 (50 МГц), 2 Мбайт оперативной памяти на материнской плате с возможностью расширения до 16 с помощью модулей SIMM. Графическая и звуковая подсистемы Amiga А4000 повторяли характеристики предыдущей модели, но в компьютер устанавливался адаптер SCSI-II с внешним и внутренним выходами и скоростью передачи по шине до 10 Мбайт/с. К нему опционально подключался жесткий диск объемом в 1 Гбайт, а дисководы для флоппи-дисков работали с форматами 1,76 Мбайт (Amiga) и 1,44 Мбайт (РС).
M.E.S.S.Под конец - пара слов о, пожалуй, наиболее
интересном эмуляторе из встречающихся на
просторах Сети. Это M.E.S.S., или
Конечно, над таким масштабным проектом работает большая группа программистов, которые пишут независимые друг от друга модули. В результате пользователь может компоновать установленную на своем компьютере версию программы в зависимости от того, какие игры они планируют запускать. Полный список поддерживаемых платформ насчитывает несколько десятков систем (см. таблицу). Не удивляйтесь, увидев в этом списке обычные РС,- M.E.S.S. работает не только на i86-х компьютерах; существуют его порты и для других систем.
ЗаключениеНе спешите прощаться со старыми, любимыми компьютерами и их программным обеспечением. На просторах Сети вы найдете эмуляторы любой из когда-либо выпускавшихся систем. Конечно, старые игры уступают нынешним по красоте и навороченности сюжета. Но у них есть неуловимое очарование. Первый компьютер, как и первая любовь, у каждого бывает только раз в жизни. Но если последняя у большинства людей быстро проходит, то на своем первом компьютере вы можете поработать в любой момент, даже если он давно сломался или был продан. Надо лишь запустить соответствующий эмулятор. |